Храм Афины
Как план, так и фасад были канонического типа, с уменьшением величины боковых интерколумниев. Колонны слегка расширялись в центральной части (энтазис) и имели 20 каннелюр, в то время, как эхины капителей были немного сплюснуты (этот элемент позволяет датировать возраст колонн). Наос, не имевший внутренних опор, завершался опистодомом. – Желобки, по которым стекала дождевая вода, были выполнены в форме свирепых львиных морд, в то время, как позолоченный щит на восточном фронтоне (виа Рома) служил указателем для моряков, прибывавших или уезжавших из Сиракуз.
Как план, так и фасад были канонического типа, с уменьшением величины боковых интерколумниев. Колонны слегка расширялись в центральной части (энтазис) и имели 20 каннелюр, в то время, как эхины капителей были немного сплюснуты (этот элемент позволяет датировать возраст колонн). Наос, не имевший внутренних опор, завершался опистодомом. – Желобки, по которым стекала дождевая вода, были выполнены в форме свирепых львиных морд, в то время, как позолоченный щит на восточном фронтоне (виа Рома) служил указателем для моряков, прибывавших или уезжавших из Сиракуз.
Важнейший сакральный комплекс острова возвышался прямо в центре Ортиджи, на самой высокой точке, где сейчас находится Кафедральный собор. В структуру этой церкви включен огромный дорический храм, идентифицируемый с храмом Афины. Археологические раскопки, проводимые с начала ХХ в. по сегодняшний день в окрестностях собора, Архиепископского дворца и рядом с Палаццо Вермексио (резиденция Муниципалитета) предоставили детальные сведения о всей священной зоне и фазах ее строительства. С самого начала греческих поселений часть этой зоны предназначалась для культовых целей.
Первое монументальное здание, архаичный храм в дорическом стиле, датируемый серединой VI в. до н.э. занимал то же положение, что и классический периптер, дошедший до наших дней. Его остатки были обнаружены во время раскопок 1912-1917 г.: архитектурные элементы, терракоты, часть алтаря.
В первой половине V в., согласно стратиграфическим данным, это здание было снесено и заменено современным храмом, что можно отнести к периоду Диноменидов, вероятнее всего к первому из них, т.е. к Гелону. Многие архитектурные и декоративные черты роднят его с храмом Победы в Имере.
Следовательно, оба храма могли строиться одновременно, и по одному и тому же случаю, т.е. в честь победы Имеры над карфагенянами, которая принесла Сиракузам большую славу и богатство (еще один пример – храм в Агридженто). Здание датируется 480-470 г. до н.э. Его идентификация с Храмом Афины базируется на отрывке из Цицерона, который вспоминает его как один из самых значительных храмов в Ортидже, вместе с храмом, посвященный Артемиде. Кроме того, важен фрагмент из произведения Атенео (XI 462), где говорится, что позолоченный щит на фронтоне храма Афины был последним, что виделось с моря, при отъезде из Сиракуз: это как раз подходит к положению храма, находящегося на месте нынешнего собора, стоящего на самой высокой точке острова. Об этом храме много рассказывает Цицерон (Verrine, II 4, 124-5), он был полностью разграблен Верре, снявшем декорации из слоновой кости и золотые накладки, украшавшие створки дверей и целый ряд изображений, покрывавших стены наоса со сценами битвы Агатокла с карфагенянами, а также 27 портретов тиранов и королей Сицилии.
Первое монументальное здание, архаичный храм в дорическом стиле, датируемый серединой VI в. до н.э. занимал то же положение, что и классический периптер, дошедший до наших дней. Его остатки были обнаружены во время раскопок 1912-1917 г.: архитектурные элементы, терракоты, часть алтаря.
В первой половине V в., согласно стратиграфическим данным, это здание было снесено и заменено современным храмом, что можно отнести к периоду Диноменидов, вероятнее всего к первому из них, т.е. к Гелону. Многие архитектурные и декоративные черты роднят его с храмом Победы в Имере.
Следовательно, оба храма могли строиться одновременно, и по одному и тому же случаю, т.е. в честь победы Имеры над карфагенянами, которая принесла Сиракузам большую славу и богатство (еще один пример – храм в Агридженто). Здание датируется 480-470 г. до н.э. Его идентификация с Храмом Афины базируется на отрывке из Цицерона, который вспоминает его как один из самых значительных храмов в Ортидже, вместе с храмом, посвященный Артемиде. Кроме того, важен фрагмент из произведения Атенео (XI 462), где говорится, что позолоченный щит на фронтоне храма Афины был последним, что виделось с моря, при отъезде из Сиракуз: это как раз подходит к положению храма, находящегося на месте нынешнего собора, стоящего на самой высокой точке острова. Об этом храме много рассказывает Цицерон (Verrine, II 4, 124-5), он был полностью разграблен Верре, снявшем декорации из слоновой кости и золотые накладки, украшавшие створки дверей и целый ряд изображений, покрывавших стены наоса со сценами битвы Агатокла с карфагенянами, а также 27 портретов тиранов и королей Сицилии.
Возможно, что грандиозный изобразительный комплекс был размещен в храме чтобы связать походы Агатокла против карфагенян с Гелоном и с битвой при Имере, в честь которой был возведен храм. Портретная галерея формировала в некотором смысле ряд «идеальных предков» для персонажа такого скромного происхождения, как Агатокл, который не мог похвастаться своим родом.
Выбор храма Афины был несомненно обусловлен и другими причинами. Богиня, покровительница искусств и ремесленников, была особо дорога Агатоклу, который в молодости изучал гончарное мастерство. Известно, что во время первого крупного сражения, выигранного у карфагенян в Африке (вероятно, именно оно изображено на большом полотне, выставленном в храме, которое представляло собой нечто вроде ex voto), благосклонность богини проявилась в том, что на сиракузанскую армию опустилось несколько сов, священных птиц Афины (Диодор, XX 11, 3-4). Использование храма в качестве династической часовни (со стороны Агатокла и, возможно, Гелона) делает возможным его строительство у дворца Ортиджи, находившегося в окрестностях современного собора: это еще одно доказательство для его идентификации с храмом Афины.
Как упоминалось выше, храм включен в структуру собора, который начали строить в VII в. (после короткого периода трансформации в мечеть, его освятили в 1095 г.): удаление большей части барочных переделок и освобождение греческих структур, которые сегодня можно увидеть, относится к 1925 г.. Для строительства собора был использован простой метод, встречающейся в аналогичных конструкциях (как храм Конкордии в Агридженто): центральное здание (sekós) было переделано в центральный неф, при этом создали аркады на его боковых стенах, боковые же нефы стали результатом пространства, заключенного между стенами и колоннадами, интерколумнии которых закрыли. Для объединения внутреннего пространства, пришлось снести простенки между наосом, портиком и эпистодомом. Кроме того, ориентация была изменена из-за необходимости обратить на восток хоры собора, который занимает место фасада древнего храма. Речь идет о большом дорическом периптере (22x55 м) с 6 колоннами по коротким сторонам и 14 по длинным, построенном из местного известняка, но облицованного мрамором с Цикладских островов. Диаметр колонн составляет менее 1,92 м, высота 8,71 м с коэффициентом 4,53, т.е. немного меньше современного ему храма Зевса в Олимпии. Экстерьер здания – канонический, как в плане (с опистодомом на месте архаичного адитона и внешними сторонами секоса, совпадающими с двумя колоннами фронтальной части) так и на фасаде. В частности, была решена проблема углового триглифа с уменьшением величины двух боковых интерколумниев. Колонны еще имеют небольшой энтазис и 20 каннелюр, а эхины капителей слегка сплюснуты: все эти характеристики в точности соответствуют датировке 480-470 гг. до н.э.
Перевод с итальянского Ольги СоловейВыбор храма Афины был несомненно обусловлен и другими причинами. Богиня, покровительница искусств и ремесленников, была особо дорога Агатоклу, который в молодости изучал гончарное мастерство. Известно, что во время первого крупного сражения, выигранного у карфагенян в Африке (вероятно, именно оно изображено на большом полотне, выставленном в храме, которое представляло собой нечто вроде ex voto), благосклонность богини проявилась в том, что на сиракузанскую армию опустилось несколько сов, священных птиц Афины (Диодор, XX 11, 3-4). Использование храма в качестве династической часовни (со стороны Агатокла и, возможно, Гелона) делает возможным его строительство у дворца Ортиджи, находившегося в окрестностях современного собора: это еще одно доказательство для его идентификации с храмом Афины.
Как упоминалось выше, храм включен в структуру собора, который начали строить в VII в. (после короткого периода трансформации в мечеть, его освятили в 1095 г.): удаление большей части барочных переделок и освобождение греческих структур, которые сегодня можно увидеть, относится к 1925 г.. Для строительства собора был использован простой метод, встречающейся в аналогичных конструкциях (как храм Конкордии в Агридженто): центральное здание (sekós) было переделано в центральный неф, при этом создали аркады на его боковых стенах, боковые же нефы стали результатом пространства, заключенного между стенами и колоннадами, интерколумнии которых закрыли. Для объединения внутреннего пространства, пришлось снести простенки между наосом, портиком и эпистодомом. Кроме того, ориентация была изменена из-за необходимости обратить на восток хоры собора, который занимает место фасада древнего храма. Речь идет о большом дорическом периптере (22x55 м) с 6 колоннами по коротким сторонам и 14 по длинным, построенном из местного известняка, но облицованного мрамором с Цикладских островов. Диаметр колонн составляет менее 1,92 м, высота 8,71 м с коэффициентом 4,53, т.е. немного меньше современного ему храма Зевса в Олимпии. Экстерьер здания – канонический, как в плане (с опистодомом на месте архаичного адитона и внешними сторонами секоса, совпадающими с двумя колоннами фронтальной части) так и на фасаде. В частности, была решена проблема углового триглифа с уменьшением величины двух боковых интерколумниев. Колонны еще имеют небольшой энтазис и 20 каннелюр, а эхины капителей слегка сплюснуты: все эти характеристики в точности соответствуют датировке 480-470 гг. до н.э.