Aggregatore di notizie e comunicati stampa.

domenica 29 giugno 2008

Храм Афины

Храм Афины

Как план, так и фасад были канонического типа, с уменьшением величины боковых интерколумниев. Колонны слегка расширялись в центральной части (энтазис) и имели 20 каннелюр, в то время, как эхины капителей были немного сплюснуты (этот элемент позволяет датировать возраст колонн). Наос, не имевший внутренних опор, завершался опистодомом. – Желобки, по которым стекала дождевая вода, были выполнены в форме свирепых львиных морд, в то время, как позолоченный щит на восточном фронтоне (виа Рома) служил указателем для моряков, прибывавших или уезжавших из Сиракуз.

Важнейший сакральный комплекс острова возвышался прямо в центре Ортиджи, на самой высокой точке, где сейчас находится Кафедральный собор. В структуру этой церкви включен огромный дорический храм, идентифицируемый с храмом Афины. Археологические раскопки, проводимые с начала ХХ в. по сегодняшний день в окрестностях собора, Архиепископского дворца и рядом с Палаццо Вермексио (резиденция Муниципалитета) предоставили детальные сведения о всей священной зоне и фазах ее строительства. С самого начала греческих поселений часть этой зоны предназначалась для культовых целей.
Первое монументальное здание, архаичный храм в дорическом стиле, датируемый серединой VI в. до н.э. занимал то же положение, что и классический периптер, дошедший до наших дней. Его остатки были обнаружены во время раскопок 1912-1917 г.: архитектурные элементы, терракоты, часть алтаря.
В первой половине V в., согласно стратиграфическим данным, это здание было снесено и заменено современным храмом, что можно отнести к периоду Диноменидов, вероятнее всего к первому из них, т.е. к Гелону. Многие архитектурные и декоративные черты роднят его с храмом Победы в Имере.
Следовательно, оба храма могли строиться одновременно, и по одному и тому же случаю, т.е. в честь победы Имеры над карфагенянами, которая принесла Сиракузам большую славу и богатство (еще один пример – храм в Агридженто). Здание датируется 480-470 г. до н.э. Его идентификация с Храмом Афины базируется на отрывке из Цицерона, который вспоминает его как один из самых значительных храмов в Ортидже, вместе с храмом, посвященный Артемиде. Кроме того, важен фрагмент из произведения Атенео (XI 462), где говорится, что позолоченный щит на фронтоне храма Афины был последним, что виделось с моря, при отъезде из Сиракуз: это как раз подходит к положению храма, находящегося на месте нынешнего собора, стоящего на самой высокой точке острова. Об этом храме много рассказывает Цицерон (Verrine, II 4, 124-5), он был полностью разграблен Верре, снявшем декорации из слоновой кости и золотые накладки, украшавшие створки дверей и целый ряд изображений, покрывавших стены наоса со сценами битвы Агатокла с карфагенянами, а также 27 портретов тиранов и королей Сицилии.
Возможно, что грандиозный изобразительный комплекс был размещен в храме чтобы связать походы Агатокла против карфагенян с Гелоном и с битвой при Имере, в честь которой был возведен храм. Портретная галерея формировала в некотором смысле ряд «идеальных предков» для персонажа такого скромного происхождения, как Агатокл, который не мог похвастаться своим родом.
Выбор храма Афины был несомненно обусловлен и другими причинами. Богиня, покровительница искусств и ремесленников, была особо дорога Агатоклу, который в молодости изучал гончарное мастерство. Известно, что во время первого крупного сражения, выигранного у карфагенян в Африке (вероятно, именно оно изображено на большом полотне, выставленном в храме, которое представляло собой нечто вроде ex voto), благосклонность богини проявилась в том, что на сиракузанскую армию опустилось несколько сов, священных птиц Афины (Диодор, XX 11, 3-4). Использование храма в качестве династической часовни (со стороны Агатокла и, возможно, Гелона) делает возможным его строительство у дворца Ортиджи, находившегося в окрестностях современного собора: это еще одно доказательство для его идентификации с храмом Афины.
Как упоминалось выше, храм включен в структуру собора, который начали строить в VII в. (после короткого периода трансформации в мечеть, его освятили в 1095 г.): удаление большей части барочных переделок и освобождение греческих структур, которые сегодня можно увидеть, относится к 1925 г.. Для строительства собора был использован простой метод, встречающейся в аналогичных конструкциях (как храм Конкордии в Агридженто): центральное здание (sekós) было переделано в центральный неф, при этом создали аркады на его боковых стенах, боковые же нефы стали результатом пространства, заключенного между стенами и колоннадами, интерколумнии которых закрыли. Для объединения внутреннего пространства, пришлось снести простенки между наосом, портиком и эпистодомом. Кроме того, ориентация была изменена из-за необходимости обратить на восток хоры собора, который занимает место фасада древнего храма. Речь идет о большом дорическом периптере (22x55 м) с 6 колоннами по коротким сторонам и 14 по длинным, построенном из местного известняка, но облицованного мрамором с Цикладских островов. Диаметр колонн составляет менее 1,92 м, высота 8,71 м с коэффициентом 4,53, т.е. немного меньше современного ему храма Зевса в Олимпии. Экстерьер здания – канонический, как в плане (с опистодомом на месте архаичного адитона и внешними сторонами секоса, совпадающими с двумя колоннами фронтальной части) так и на фасаде. В частности, была решена проблема углового триглифа с уменьшением величины двух боковых интерколумниев. Колонны еще имеют небольшой энтазис и 20 каннелюр, а эхины капителей слегка сплюснуты: все эти характеристики в точности соответствуют датировке 480-470 гг. до н.э.
Перевод с итальянского Ольги Соловей

VUOI SCOPRIRE COSA DICE IL LINGUAGGIO DEL CORPO ?

VUOI SCOPRIRE COSA DICE IL LINGUAGGIO DEL CORPO ?
SEMINARIO A SALERNO IL 25 OTTOBRE - A FIANO ROMANO 11 OTTOBRE- 2009

Vorresti recuperare i tuoi crediti direttamente dalla tua azienda?

Vorresti recuperare i tuoi crediti direttamente dalla tua azienda?
Clicca sulla foto per conoscre la soluzione

Collabora anche tu nel dare alla caccia agli ORRORI DI COMUNICAZIONE

Collabora anche tu nel dare alla caccia agli ORRORI  DI COMUNICAZIONE
Clicca sulla foto per sapere come fare

Archivio blog